Admin

Кризис среднего возраста

кризис«Кризис среднего возраста» часто повторяет черты и особенности подросткового кризиса. Но, если в подростковом возрасте человек отвечает себе на вопросы «Кем я хочу быть в социуме?», Каким я хочу быть человеком?» «С кем я хочу быть?». То в среднем возрасте    человеку приходится сталкиваться с более сложными вопросами: «Я стал тем, кем хотел быть?» «Я живу так, как мечтал, будучи подростком?»

Самое неприятное открытие ожидает тех, кто вдруг обнаруживает себя «банкротом» и чувствует полное разочарование. Их ответы себе звучат так: «Я ничего не успел и ничего не достиг» или «Я достиг всего, что хотел, но это почему-то не приносит мне радости».

Сейчас в Москве за помощью  к психологу стали  все чаще обращаться социально успешные люди (менеджеры разного уровня, хозяева собственного бизнеса) со странным на первый взгляд запросом:

«Помогите понять, что в моей жизни не так. Все вроде бы у меня есть, работа высокооплачиваемая, семья, дети, квартира, машина, ездим за рубеж всей семьей отдыхать, а чего-то не хватает. Чувствую себя роботом, нет радости, удовольствия от жизни. От бесконечной гонки устал, а расслабиться не могу…».   Такие состояния и называют кризисом среднего возраста, новой попыткой определить направление движения по жизни, чтобы найти желанное  чувство спокойствия, удовольствия от жизни, чувство «Все у меня так как я хочу».

Что же происходит? Вроде бы первые трудности уже позади, не надо выживать, все о чем раньше мечталось уже стало сбываться. Почему те, кто наконец достиг тех самых заветных целей вдруг не ощущают радости? А есть ощущение, что что-то ускользает в жизни, что- то очень важное так и не удается ухватить. Где же оно счастье? Как обрести чувство удовлетворения?

«Может дело не в карьере и работе, надо на личном фронте сконцентрироваться?» – думает женщина.

«Может я  чем-то не тем  занимаюсь, не мое это дело вовсе?» – думает мужчина. Прихожу в свою фирму, которую создал с нуля, и вдруг возникает чувство удивления, что ко мне как к «боссу» обращаются.

сизифЗдесь хорошо бы ответить себе на вопросы: «А были ли это мои собственные цели?» Я действительно именно этого хотел, или этого от меня хотели мои родители, или я боялся выглядеть хуже других?» Наши душевные состояния дискомфорта, неудовлетворенности и сохраняющегося напряжения – показатель того, что где-то на своем пути мы не заметили, как потеряли самих себя. Чтобы нас ценили и замечали,  пожертвовали своими истинными желаниями, отказались от своей собственной индивидуальности.

Человек в жизни обретает множество масок и умение их менять в каждой конкретной ситуации так, чтобы получить от других людей как можно больше внимания, признания, оценки и заботы. Но за маской  теряется ощущение « Я есть», жизнь кажется какой-то неполной, а чувства ненастоящими. В погоне за чужим одобрением мы учимся чутко улавливать, что от нас хотят, а собственные чувства и желания остаются незатронутыми. Это и есть отчуждение от самого себя, рождающее чувство потерянности и дезориентации в жизни. Человек не понимает, что у него внутри, он для себя  — черный ящик. Думаю одно, говорю другое, а что при этом чувствую, даже не замечаю.

«Я говорю это без всякого сарказма» – говорит один собеседник другому, а тот смеется, так как в интонациях ясно звучит ирония.

В наших предпочтениях мы руководствуемся логикой и умом, не слушая свои чувства, или на волне чувств и эмоций забываем про разум и здравый смысл. Внутренний конфликт между тем и другим  говорит об отсутствии целостности и согласованности нашего «Я есть», что порождает в результате чувства постоянного напряжения и смутной неудовлетворенности.

Оказывается, так сложно научиться чувствовать самого себя и быть сопричастным самому себе,  в то же время от этого зависит наша включенность в жизнь, удовлетворенность жизнью, отношениями  и собой.

Процесс обретения своей индивидуальности и осознания себя как уникального существа со своими специфическими потребностями и задатками известный психолог Карл Густав Юнг назвал индивидуацией. Человек проходит через  процесс индивидуации в течение всей своей жизни; сначала внедряясь в социальный мир и находя себя в общем «мы», а потом пытаясь выделиться из общей массы и обрести свои собственные неповторимые черты.

уникумИндивидуация – это также процесс интеграции «Я» и обретения целостности и завершенности. Юнг описывает это как возможность различить, осознать множество голосов и лиц, составляющих каждого из нас.

Наше внутреннее «Я» или «Самость» по Юнгу, как правило, является нашим помощником и проводником на пути индивидуации, нашим мудрым другом и союзником. Самость знает о нас все то, о чем мы сами можем лишь подозревать, не вполне осознавая.

Доступ к внутреннему «Я»  лежит через бессознательное, через спонтанные ассоциации и высказывания, через наши сновидения и фантазии. Метод, разработанный для их изучения – психоанализ.

Частым примером сновидений, иллюстрирующих внутренний неразрешенный конфликт и  застревание на  пути индивидуации, являются сновидения с образами тюрьмы, клетки, ощущение себя  пленником или блуждание по пустыне и тупику.

Иногда бессознательный отказ от продвижения вперед и внутреннего взросления, неосознанное желание сохранить привычные, но инфантильные способы общения со значимыми людьми  вызывает  сновидение, где герой в качестве невесты выбирает девушку/женщину, которая в реальной жизни умерла. Другой повторяющийся при этой ситуации во сне образ – образ автокатастрофы, взрыв машины, или появление препятствий дальнейшему движению, попытка покинуть транспортное средство и убежать.

Понять то, что говорит нам наша Самость, что она нам подсказывает и какие задачи нам необходимо решить на пути индивидуации помогает  работа в тренинговой группе « Как преодолеть кризис среднего возраста?»

При этом аналитик и группа выступают не в роли гуру – наставника, а в роли помощника, облегчающего диалог человека со своим глубинным, целительным и гармонизирующим «Я».

Что будет на тренинге?

— Определение  неосознаваемых или осознаваемых в прошлом целей, достижение которых было навязано родителями или социумом и привело к кризису

— Определение неосознаваемых поведенческих стереотипов и моделей поведения, которые могли привести к чувству своей неудачи в достижении намеченного

— Поиск и определение своих истинных желаний и способов их достижения

— Ознакомление с практиками и инструментами, помогающими научиться чувствовать самого себя и понимать свои потребности

Что получат участники?

Доступ к внутреннему «Я» через спонтанные ассоциации и высказывания, через медитативное творчество и управляемые фантазии, через анализ сновидений и мозговой штурм. Понять то, что говорит нам наша Самость, что она нам подсказывает и какие задачи нам необходимо решить на пути индивидуации

При этом аналитик и группа выступают не в роли гуру – наставника, а в роли помощника, облегчающего диалог человека со своим глубинным, целительным и гармонизирующим «Я».

 

 

 

Оставить комментарий


+ 3 = четыре